Педагогический совет
Тема: «Создание в ДОУ для оздоровления детей дошкольного возраста»
Цель: систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, закрепление навыков моделирования и пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников и сотрудников ДОУ.
Повестка:
1. Значение здоровья в жизни детей и взрослых.
Вступительное слово и.о.заместителя директора по УВР – С.В.Ковшуля.
2. Анализ заболеваемости в структурном подразделении. Выступает - и.о.заместителя директора по УВР – С.В.Ковшуля
3. Анализ физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Выступает инструктор по физической культуре – М.М.Казакова.
4. Результаты анкетирования родителей. Выступление В.В.Пашниной.
5. Деловая игра.
6. Разработка решения педсовета.
1. Значение здоровья в жизни детей и взрослых
«Здоровье – правильная», нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие Толковы словарь русского языка). Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка: «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболевания. А ведь критериями здоровья являются:
· и предрасположенность к болезням,
· и уровень физического и психического развития,
· и состояние сопротивляемости организма к болезням ·
и многое другое.
В дошкольном возрасте:
v закладывается фундамент здоровья,
v происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма,
v развиваются его адаптивные возможности,
v повышается устойчивость к внешним воздействиям,
v формируются движения, осанка,
v приобретаются физические качества ,
v вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания,
v приобретаются привычки и представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
У биологии жестокие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8 % зависит от здравоохранения; в то же время более чем на половину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40 % заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5-7 лет. По данным научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков, молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. В среднем по России на каждого из детей приходится не менее 2 заболеваний. Заболеваемость детей растет. Приблизительно 20 – 27 % детей относится к категории часто болеющих. На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания. У часто болеющих детей наблюдаются:
§ поражение носоглотки;
§ функциональные нарушения нервной и сердечнососудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.
Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.
Разработка эффективных промышленных технологий, нарушения экологии и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – всё то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспеченность вызывает тенденция к его ухудшению.
В нашей стране, к сожалению, долгие десятилетия не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека.
Всё вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остаётся актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета. Давайте обсудим, каковы же составляющие здоровья и пути их реализации. Для этого рассмотрим представленную таблицу: Виды здоровья
Физическое
Психическое
Социальное
Виды здоровья и пути их реализации Физическое здоровье
Психическое здоровье
Социальное здоровье Цели: Создавать условия для формирования здорового образа жизни, потребности в физических упражнениях и желании их выполнять Обеспечить ребенку чувство психической защищенности, доверия к миру, радостиФормировать личностное начало, развивать индивидуальность, формировать базис личностной культуры Пути реализации: Профилактика заболеваний.
Специально-организованные занятия. Самостоятельная двигательная активность детей.
Секции и кружки.
Психолого-эмоциональный комфорт в ДОУ. Психологический комфорт в группе.
Любовь и уважение к своему телу.
Закладывание психологической устойчивости к неудачам
Подготовка к жизни в обществе.
Установление связи с социумом. Взаимодействие «ребенок-взрослый» - сотрудничество.
Культура быта, предпосылки к трудовой деятельности. 2. Анализ заболеваемости (см: схему в презентации)
3. Анализ физкультурно-оздоровительной работы В СП – проведет инструктор по физической культуре – М.М.Казакова Модель двигательного режима детей 5-7 лет СП «Разноцветная планета»
Виды занятий.Дозировка. Длительность 1. Физкультурно-оздоровительная деятельность 1.1.Утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе или в зале10-12 минут 1.2.Двигательная разминка
Ежедневно в перерыве между занятиями организация подвижных игр10-15 минут 1.3.Физминутка
Ежедневно на занятиях, по мере необходимости2-3 минуты 1.4.Подвижная игра и физические упражнения на прогулке
Ежедневно во время прогулок по подгруппам25-30 минут 1.5.Индивидуальная работа по развитию движений
Ежедневно во время дневной и вечерней прогулки10-15 минут 1.6.Экскурсии по микрорайону1 раз в неделю40-60 минут 1.7.Прогулки-походы1 раз в неделю в период ЛОК, во время физкультурных занятий1-2 часа 1.8.Гимнастика после сна с использование коррекционных упражненийЕжедневно, по мере пробуждения7-10 минут 2. Обучающие занятия (оздоровительные) 2.1.Занятия по физкультуре3 раза в неделю, по подгруппам здоровья20-30 минут 2.2.Познавательные занятия на тему: «Познай себя» (знакомство с собственным телом и его строением)
Не реже 1 раза в неделю20-30 минут 2.3.Музыкальные занятия2 раза в неделю20-30 минут 2.4.Индивидуальная работа по музыкально-ритмическим движениям
Ежедневно 15 минут 3. Самостоятельные занятия. 3.1.Самостоятельная двигательная активность
Ежедневно на прогулке в личное время ребенка
В зависимости от желания и индивидуальных особенностей ребенка. 3.2.Двигательная активность по закреплению основных видов движения под руководством воспитателя.
Ежедневно. 4. Развлечения 4.1.День здоровья1 раз в год 30-40 минут 4.2.Спортивные праздники и развлечения 1 раз в месяц 20-30 минут 4.3.Игры-соревнованияВ течение года 40 минут 5. Дополнительное образование 5.1.Посещение секций и кружков с родителями
По расписанию работы секций и кружков 30-40 минут 6. Участие родителей в образовательном процессе 6.1.Совместные соревнования пап и дедушек 23 февраля 40 минут 6.2. Совместные походы и экскурсии
По плану ДОУ 1-2 часа 6.3.Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья» 1 раз в год 40 минут
Результаты анкетирования родителей.
Было запущено 60 анкет. Вернули - анкет 49
1. Образование _____________________ возраст _______________________________
2. Часто ли Вы болели в детстве? ____________________________________________ 3. Сколько раз болели в этом году?___________________________________________ 4. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребенок?_______________________________
5. В чем заключается причина его болезни? ___________________________________ _________________________________________________________________________ 6. Что Вы предпринимаете, чтобы Ваш ребенок не болел? _______________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 7. Что включает, на Ваш взгляд, понятие «здоровый образ жизни»? _______________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Делаете ли Вы утром зарядку? ____________________________________________ _______________________________________________________________________ 9. Занимаетесь ли Вы спортом? ______________________________________________ _______________________________________________________________________ 10.В какую спортивную секцию планируете отдать своего ребенка?_________________ 11. Какие закаливающие процедуры применяете для укрепления своего здоровья и здоровья своего ребенка? ___________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12. Есть ли в меню домашней кухни «детские блюда» или у Вас единое питание? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 13.Есть ли у Вас в квартире спортивный уголок или спортивный инвентарь? _________________________________________________________________________ 14. Как Вы проводите выходные дни? __________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Деловая игра
1. «Ступени здоровья» (ответы выпускаются в слайде презентации)
1 - основной и любимый вид деятельности детей (игра)
2 – гимнастический предмет для совершенствования талии (обруч)
3 - кружок физического воспитания (секция)
4 – один из видов движения (метание)
5 – гимнастические танцы под музыку (аэробика)
6 - вид спорта (баскетбол)
7 - один из способов пробуждения организма (гимнастика)
8 - один из видов профилактики заболеваний (закаливание)
9 - то, что предотвращает заболевания (профилактика)
2. «Спрашиваем – отвечаем»
1. Что обязаны сделать родители как первые педагоги своего ребенка? В Каком нормативном документе можно узнать? (Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка).
2. Приведите отрицательные примеры из жизни родителей, когда в семье здоровье не пользуется приоритетом? (Алкоголь, курение, наркотики, лежание с книгой целые выходные, не делают утреннюю гимнастику, несоблюдение режима дня, многочасовые просмотры телепередач и т.д.).
3. Причислите действия родителей при формировании здорового образа жизни в семье 3.1. Доброжелательный психологический микроклимат в семье.
3.2. Соблюдение режима дня.
3.3. Сбалансированное питание экологически чистыми продуктами.
3.4. Использование естественных факторов природы для закаливания.
3.5. Пример родителей в организации здорового образа жизни и отказ от вредных привычек.
3.6. Формирование мотивации здорового образа жизни.
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей
1. Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребенка, он - Ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
5. Обнимать ребенка следует не менее четырех аз в день, лучше – 8 раз.
6. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
8. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.
9. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Структура модели оздоровительной программы
Создание условий для оздоровления детей (см: модель двигательной активности)
Лечебно-оздоровительная работа в ДОУ.
1. Организационное направление: - планирование работы; - совершенствование медицинского обслуживания; - получение медикаментов; - ведение документации; - подбор мебели по возрастам и антропометрическим данным.
2. Лечебно-профилактическое и оздоровительное направление:
- диагностика физического развития детей;
- закаливание;
- санаторное оздоровление.
3. Организация питания:
- составление примерного меню (на уровне администрации МДОУ);
- витаминизация блюд;
- контроль за: качеством и нормой блюд; питьевым режимом в течение дня; графиком выдачи пищи; санитарным состоянием.
4. Санитарно-просветительная работа, взаимодействие с семьями воспитанников:
- «Школа для родителей»
- консультации для сотрудников;
- выпуск газет здоровья;
- оформление уголков здоровья в группах;
- выступления на родительских собраниях.
5. Организация образовательного процесса.
- утверждение режима дня и сетки занятий;
- разработка графиков двигательной активности на каждый возраст отдельно;
- система психолого-медико-педагогического контроля;
- контроль за проведением физкультурно-оздоровительной работы в СП и занятий с учетом групп здоровья детей;
6. Организация двигательной активности.
7. Создание условий, обеспечивающих охрану психофизического здоровья детей.
8. Организация и проведение познавательных занятий по ОБЖ и из цикла «Познай себя» (разработка перспективных планов по возрастам).
9. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Решение педсовета:
1. Разработать модель оздоровительной программы ДОУ . Ответственные: творческая группа. Срок: 01.01.10.
2. Создать творческую группу для разработки модели оздоровительной программы ДОУ в составе 4 человек. Руководителем группы назначить инструктора по физической культуре - М.М.Казакову.
3. Совершенствовать профилактическую и оздоровительную работу в ДОУ через разнообразные формы оздоровления. Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели. Срок: постоянно.
4. Вести среди родителей ДОУ пропаганду здорового образа жизни, используя традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Ответственные: инструктор по физической культуре, воспитатели. Срок: постоянно.
|